Лента новостей

09.07.2009

Нелегкие испытания для легкой брони

В то время, как количество танков в России хотят сократить в десять раз, производители легкобронированной техники не спешат загадывать, что будет дальше. На "Курганмашзаводе", единственном в стране предприятии по производству боевых машин пехоты (БМП) и их модификаций, уже заканчиваются испытания нового супероружия — БМД-4М, однако есть опасения, что КМЗ может быть остановлен. Об этом, а также о том, как выполняется гособоронзаказ и как идет работа на экспорт в условиях кризиса, в экслюзивном интервью Накануне.RU рассказал генерал-лейтенант, руководитель департамента военной техники машиностроительного холдинга "Концерн "Тракторные заводы" Владимир Шуликов.

Вопрос: Владимир Николаевич, хотелось бы сразу поинтересоваться итогами первых шести месяцев этого непростого кризисного года — как в целом по департаменту военной техники, так и по "Курганмашзаводу", в частности.

Владимир Шуликов: Вы знаете, что в настоящее время департамент представляет собой три предприятия: "Курганмашзавод", "Волгоградская машиностроительная компания" и "Липецкий тракторный завод", а также к нему относится СКБ в Кургане. В связи с тем, что гособоронзаказ на 2010 год был определен еще в 2009 году, мы к 1 августа практически (особенно это касается "Курганмашзавода") выполняем гособоронзаказ. Что касается "Волгоградской машиностроительной компании", то она работает в плановом режиме, занимается капитальным ремонтом, модернизацией боевых машин, в этом году работой обеспечена. Но есть определенные проблемы с прохождением документов по иностранным заказам, но мы надеемся, что в ближайшее время документы будут подписаны и "Курганмашзавод" не остановится — будет так же ритмично продолжать выпуск продукции.

Вопрос: То есть проблема с рядом экспортных поставок так пока и не разрешена?

Владимир Шуликов: Соответствующие контракты уже подписаны, но есть проблемы с распоряжением правительств о вводе этих контрактов в действие, чтобы предприятие получило аванс и могло приступить к выполнению заказа. Это обыкновенные рабочие моменты. От момента подписания контракта до вступления его в силу, как правило, проходит 120 дней.

Вопрос: Правильно ли понимаю, что к 1 августа "Курганмашзаводу" нужно успеть получить деньги за иностранные заказы, чтобы была загрузка на дальнейший период?

Владимир Шуликов: Для российской армии к 1 августу гособоронзаказ будет выполнен. Предприятие выполняло гособоронзаказ, планируя, что на вторую половину года вступят в действие иноконтракты, поэтому такими опережающими темпами работало, чтобы освободить дальше площадки для инозаказов.

Вопрос: А по гособоронзаказу сейчас уже нет проблем с авансированием, или не все так гладко?

Владимир Шуликов: В принципе, проблем нет, у нас есть взаимопонимание с Главным автобронетанковым управлением МО, хотя везде бывают сбои.

Вопрос: Например?

Владимир Шуликов: Например, вводятся новые системы расчетов с предприятиями, отрабатываются новые методики, но я бы не сказал, что эти сбои играют существенную роль.

Вопрос: Не так давно Медведев обсуждал с Ивановым и Сердюковым проблему распределения средств в крупных холдингах, когда деньги "оседают" в Москве и по предрприятиям не распределяются. У вас с этим как?

Владимир Шуликов: У нас нет такого, потому что у нас каждое предприятие — производственная бизнес-единица, и каждое из них имеет свои счета, деньги напрямую поступают от министерства обороны РФ на заводы. У нас нет центрального офиса, который был бы "распределяющим", то есть такого "организма" не существует.

Вопрос: Могли бы Вы, если это возможно, озвучить тот объем финансирования, который в этом году выделяется по закупкам для российской армии для "Кургамашзавода"?

Владимир Шуликов: На сегодняшний день это более 2 млрд руб.

Вопрос: А что сейчас происходит с БМД-4М? Когда можно ожидать начала серийного производства этой машины?

Владимир Шуликов: Здесь я бы хотел начать с небольшой предыстории. В свое время Тульское КБП выполняло работы по созданию новой БМД-4. Было ограниченное финансирование, поэтому сделали боевое отделение и поставили его на шасси БМД-3, получилась машина БМД-4. У минобороны не получилось объединить две машины одинакового класса — БМП и БМД. В связи с тем, что "Волгоградская машиностроительная компания" и "Курганмашзавод" вошли в "Концерн "Тракторные заводы", собственниками было принято решение провести унификацию этих машин. На сегодняшний день эта машина унифицирована за счет средств концерна. В новом корпусе БМД-4 размещены узлы и агрегаты моторно-трансмиссионной установки БМП-3, а боевое отделение осталось прежнее. Испытания машины уже завершаются, думаю, что в ближайшее время будет приведена в порядок документация, и предприятие будет готово к постановке этих машин на серийное производство. Здесь все зависит от министерства обороны, хотя я считаю, что армии они нужны. Мы эту машину создавали семь лет, при этом уже пять лет не можем поставить ее на серийное производство. Но думаю, что к осени, примерно к октябрю месяцу мы закончим отработку рабочей конструкторской документации.

Вопрос: А что можно сказать о перспективах легкобронированной техники, о БМД-4М, в частности, в условиях, когда, например, намерены серьезно сокращать танковый корпус?

Владимир Шуликов: Мы очень внимательно отслеживаем рынок сегодня, видны перспективы и по той концепции, которая принимается министерством обороны, когда происходит такое большое сокращение количества танков. Я думаю, что будущее все-таки за легкобронетехникой, тем более, если сравнивать, например, стрельбу, то у БМП-3М, БМД-4М даже побольше дальность. У нас оружие более эффективное и боеприпасы более эффективные.

Вопрос: То есть вашей продукции реформы Сердюкова пока не касаются? Есть ли уверенность, что так и не коснутся?

Владимир Шуликов: Наши предприятия готовы выполнить любой заказ Минобороны России. Вместе с тем наша продукция остается востребованной в других странах.


Накануне.Ru


Перейти к списку новостей